Эффект Даннинга-Крюгера или почему некомпетентные считают себя компетентными

Чем менее компетентен в чем-то человек, тем более он уверен в своей компетентности. Эффект Даннинга-Крюгера.

Эффект Даннинга-Крюгера – очень интересное явление - психологический парадокс. В нашем мозгу есть определенные ментальные модели, т.е. представления о том, как все вокруг устроено и какие решения на основании этих представлений правильно будет принимать. Казалось бы, наш мозг должен строить ментальные модели, которые объективно отражают окружающую действительность. Но так происходит не всегда.

При эффекте Даннинга-Крюгера люди начинают верить в какие-то «свои» ментальные модели, которые не отражают действительности. На основании этих своих моделей они принимают ошибочные решения, но при этом не в состоянии понять их ошибочность.

Вот как звучит формулировка эффекта Даннинга-Крюгера: «Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».

Такие люди считают, что обладают особенными способностями, и как никто другой «знают истину». Интересно, что люди более образованные и квалифицированные чаще бывают не уверены в своих силах и часто считают, что окружающие более компетентны.

Надо сказать, что Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг не первые обратили внимание на эту человеческую особенность. Еще Чарльз Дарвин утверждал, что «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание». А Бертран Рассел говорил: «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Крюгер и Даннинг не просто голословно озвучили свою точку зрения относительно определенного поведения людей, они провели ряд экспериментов, подтверждающих, что эффект Даннинга-Крюгера действительно существует. Группе студентов Корнельского университета предложили пройти тест, определяющий их компетентность в определенной области, а потом отметить свой уровень знаний в этой области. Результаты показали, что наименее способные студенты сильно переоценивали свои способности, а самые талантливые наоборот очень занижали свою оценку.


Вторая часть эксперимента заключалась в том, что студентам дали просмотреть свои и чужие тесты и после этого повторно оценить себя. После чего компетентные студенты оценили себя более объективно, т.е. поняли, что имеют более высокий уровень, чем предполагали ранее. Те же, кто был в числе менее способных, не изменили своей оценки. Они были не в состоянии признать, что находятся в тестируемой области знаний в числе худших.






По результатам экспериментов исследователи сделали следующие выводы:

1.      Люди с низкой квалификацией в любом виде деятельности переоценивают свои знания  и умения.

2.      Люди с низкой квалификацией не способны понять, что у других уровень знаний и умений значительно выше.

3.      Такие люди не могут понять, что некомпетентны.

Интересно, что если уровень компетентности такого «непонимающего» человека повысится, т.е. он приобретет больше знаний в конкретной области, он становится способен осознать, что был некомпетентен.

Файлы здоровья

Рассказать друзьям:





 
Comments