Группа японских и канадских нейробиологов хотела найти ответ на вопрос: что является стимулом для забывания? После ряда исследований, они пришли к выводу, что активный нейрогенез, т.е. рост новых нейронов, который имеет место при запоминании, стимулирует процесс забывания. На интенсивность нейрогенеза можно влиять различными препаратами, его можно стимулировать, а можно замедлить. Так вот, когда нейрогенез замедляли, замедлялась и скорость забывания, а если нейрогенез стимулировали, забывание происходило быстрее. Опыт проводился на мышах. Грызуна помещали в «опасную клетку», где он получал неопасный, но болезненный удар током. Через время вырабатывался условный рефлекс на опасную клетку. Но если мышку не трогали, то со временем рефлекс проходил. И когда грызун попадал в место, которое воспринималось, раннее, как «зона опасности», не проявлял никаких признаков беспокойства. Другими словами происходил процесс забывания. А введение препаратов замедляющих или ускоряющих нейрогенез этот процесс забывания либо замедлял, либо ускорял. Объясняется это так. При росте новых нейронов в головном мозге постоянно происходит активное изменение структуры образовавшихся взаимосвязей между нервными клетками. Поэтому в период активного роста и усваивается больше информации, чем во время, когда это происходит более медленными темпами. Эта закономерность объясняет, почему в детском возрасте легче запоминаются огромные объемы информации. Но бурный рост нервных клеток приводит и к нарушению сложившейся нейронной структуры, поэтому в детстве многое и забывается. И это объясняет широко известное явление инфантильной амнезии (когда взрослые не могут вспомнить свое раннее детство). Рост нервных клеток в зонах
мозга, которые ответственны за память, сохраняется в течение жизни. Поэтому принцип:
«забыть, чтобы запомнить новое» действует
всю жизнь. Вам будет интересно: Как нас обманывает память Сейчас вы подумали, что получаете слишком много новой информации, а значит можете забыть что-то важное? На самом деле мы способны вспоминать яркие впечатления даже через много лет после того, как они произошли. И это тоже подтвердили ученые с помощь эксперимента. В случае, если разряд тока в «опасной клетке» был очень сильным, то у грызунов воспоминание об этом сохранялось на всю жизнь. Читайте также: Медитация заставит гены лучше работать Улитки доказали, что стресс ухудшает память Как бег и другие аэробные нагрузки влияют на мозг Мир левшей или леворукие в праворуком мире Эффект Рингельмана: в коллективе каждый делает меньше! |
Главная страница > Психология >